В современном обществе многие думают, что хорошие фильмы должны иметь большой бюджет. Ведь хорошие актеры не будут сниматься за копейки, плюс стоимость декораций, оборудования и спецэффектов, без которых не обходится почти ни один современный фильм.

  Но были в истории случаи, когда вместо больших бюджетов хватало просто энтузиазма и любви к своему делу.

 В таких традициях был снят всеми известный дистопический боевик «Безумный Макс» в 1979 году. Даже по меркам того времени $200 000 являлся очень малым бюджетом для фильмов подобного масштаба. Актер Мэл Гибсон за главную роль получил $10 000, а актерам массовки, которые являлись байкерами, платили пивом. Остальные деньги ушли на закупку машин для экшен сцен. Режиссёр даже пожертвовал своим микроавтобусом для одной из сцен.

  В связи с тем, что бюджет закончился, трюки снимались незаконно и порой небезопасно. Часть сценария пришлось попросту переписывать. Монтажом режиссер занимался на дому. В итоге вышедшая картина получила мировое признание и принесла $100 000 000, что сделало ее самым прибыльным фильмом в соотношении бюджета и сборов.

  Прародитель жанра слэшер фильм Джона Карпентера «Хэллоуин» 1978 года тоже имел весьма скромный по тем меркам бюджет в $300 000. Первая часть суммы была потрачена на камеры, игравшей главную роль актрисе Джейми Ли Кертис заплатили $8 000, актеру игравшего маньяка в маске Майка Майерса платили по $25 в день, а Джон Карпентер за работу режиссера, сценариста и композитора получил каких-то $10 000.

  Знаменитую маску Майка Майерса сделали из купленной за $2 маски капитана Кирка из «Звездного пути». Листья, для декорации, собирали и переносили с улицы на улицу, а персонажи снимались в своей собственной одежде.

  В результате фильм собрал в прокате $70 000 000, окупив себя в 200 раз.

  В жанре ужасов с тем, чтобы снять дешевый фильм, и он был прибыльным все немного проще. Так первый в своем роде фильм ужасов в жанре псевдодокументалистики «Ведьма из Блэр» при бюджете в $22 000 собрал $248 000 000, чем сместил «Безумного Макса» с места самого прибыльного фильма. Осознав успех «Ведьмы из Блэр», позже, снятый в этом же жанре фильм «Паранормальное явление» повторил похожий успех.

    Бюджет знаменитого фильма «Рокки» обошелся в $900 000. На тот момент, написавший сценарий к фильму, Сильвестр Сталоне не был актером, но настаивал на том, что главную роль должен играть именно он. За сценарий студия ему предлагала $150 000, но он был непреклонен.  Поэтому на фильм с неизвестным актером было выделено так мало, в избежание убытков если картина провалится. Но «Рокки» получил три статуэтки «Оскара» и «Золотой глобус», а также окупился почти в 225 раз. Настоящая история победы.

Рокки

  Среди культовых криминальных картин выделились два, на тот момент, дебютанта. Квентин Тарантино с «Бешеными псами» и Гай Ричи и его «Карты, деньги, два ствола».

  Изначально Тарантино собирался снимать свой дебют на $50 000 долларов, полученных за продажу своего сценария к фильму «Настоящая любовь». Он планировал, что в главных ролях будут играть его друзья, а фильм будет черно-белым.

Бешеные псы

   Но его друг и начинающий продюсер договорился со студией, что та оплатит фильм, если в нем будет играть хоть один известный актер. Этим актером стал Харви Кейтель, которому приглянулся сценарий. Он так же помог подобрать актеров на другие роли и студия выделила $1 200 000 на съемку. Но и этих денег оказалось катастрофически мало. Некоторые коллеги Тарантино работали бесплатно, взамен на его помощь в других проектах. Актеры играли в своих собственных костюмах, а главным местом съемки стал заброшенный морг.

  Данная картина послужила триумфом для независимого кино и, в частности, для самого Квентина Тарантино.

  Из-за проблем с финансированием дебютный фильм никому не известного тогда Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» был отложен на 3 года. Со съемками помогла жена рок музыканта Стинга, продюсер Руди Стайлер. Она нашла инвесторов и даже попросила сняться в фильме своего супруга. На картину было выделено $1 300 000. Из-за небольшой сумы стоящие во главе картины, как и сам Гай Ричи, отказались от своих гонораров, а на роли пришлось брать неизвестных актеров. Так на большом экране впервые появился Джейсон Стэтхэм и Винни Джонс. Последний, к слову, появился на съемочной площадке прямиком из полицейского участка, в котором был задержан за избиение соседа. Картина собрала около $28 000 000 и в Великобритании сразу же заговорила о никому не известном Гае Ричи.

  Стоит так же вспомнить о том, что первый «Терминатор» Джеймса Кемерона был тоже снят за небольшие деньги, ведь для фантастики подобного масштаба в те времена $6 400 000 было мало. В то время, когда компьютерной графики, как таковой, почти не было, Кемерон всяческими способами старался снять все максимально эффектно и при этом дешево. Поэтому в съемках использовались как полноразмерные модели, так и миниатюры. Масштаб работы был глобален и именно поэтому даже сегодня «Терминатор» выглядит весьма внушительно.

  В итоге стоит сказать, что даже крупные проекты с большим бюджетом не всегда являются гарантией качества. Главное в этом деле – желание и талант режиссеров, актеров и съемочной группы.