Вряд ли кто-то станет спорить, что 70-ые были золотым веком классического харда. Именно тогда творили “великие монстры” жанра, были созданы его главные хиты и заложены основы всех последующих разновидностей “тяжеляка”.

Группа "Високосное лето". Фото s30133396333.mirtesen.ru
Группа “Високосное лето”. Фото s30133396333.mirtesen.ru

В Союзе мы не очень-то отставали от времени – все достижения европейского и американского харда были “на слуху”, моментально копировались нашими музыкантами – от филармонических ВИА до школьных групп и ресторанных ансамблей. Хорошо помню, как в 77-ом или 78-ом на танцплощадке в Калинине (ныне Твери) тамошний бэнд блестяще “снимал” Belladonna от UFO с написанным русскими буквами текстом – “Ай лав рич, ай лав сач, дую лав ми вери мач”…

Видео канала kabatok. Свою версию хита дуэта авторов Michael Schenker – Phil Mogg исполняет Александр Барыкин. R.I.P.

Ну прям Металлика на недавнем московском концерте. Прим. БиС.

Некоторые каверы “классиков харда” отечественные ВИА умудрялись даже выпускать на “Мелодии”. Хорошие примеры – “хиповские” Easy Livin от “Акварелей” на миньоне 79-го или July Morning “Иверии”, нашедшая место на диске “Песни о Грузии”(!!!) 1975-го года.

Видео канала MrTeetotaler.

Видео канала MrTeetotaler.

Но вот что любопытно – попыток сочинять собственный хард-рок материал на русском языке в 70-ые было совсем немного. Это при том, что с начала 80-х он стал господствующим жанром на нашей рок-сцене (об этом как-нибудь отдельно).
Кто же тут был “пионерами” жанра? На моей памяти стоит вспомнить хорошо известных “героев”, для которых в то время “хард” был, скорее, “полем экспериментов”, а не главным направлением.

И начать тут, наверное, стоит с “машинистов” (опять подчеркну – речь идет о “русском харде”). Уже в 75-ом – 76-ом “Машина” вовсю играла (и записала) “Черно-белый цвет” (в духе американского тяжелого южного бугги) и “Замок (Из конца в конец)” – отличный образец “тяжелой психоделии”. Закончила же декаду “МВ” классическим хард-стандартом “Кого ты хотел удивить”.

Видео канала Sergey Belov.
Другие лидеры московской рок-сцены тоже отдали дань этому жанру, но для них он был “побочным продуктом”. Так “Удачное приобретение” предпочитали англоязычную музыку или свой инструментал, “Високосное лето” (“Кому нужна бесплатно рок-звезда”, “Лавка чудес”) все-таки двигались в сторону прогрессива, “Рубиновая атака” – те вообще признавали только западный “оригинал”.

Видео канала Sergey Belov.

Из московских групп “второго плана”, пожалуй, выделились “Волшебные сумерки” (если кто не помнит – в дальнейшем ставшие основой “Альфы” и “Арии”). Уже в 78-ом в свою программу помимо западной классики харда они стали включать собственные вещи (“Великан”, “Гонки” – последнюю уже в начале 80-ых записали. Автором был Алексей Максимов – очень талантливый клавишник и композитор, которого после Подгородецкого, кстати, звали в “Машину”).

Видео канала Джо Джонсон.

В самом конце 70-ых свою “дань харду” отдал легендарный московский музыкант Сергей Попов (“Фобос”, “Кентавры”, “Алиби”). Его тогдашняя “Жар-птица” подготовила очень неплохую тяжелую программу (“Вне закона”, “Рокодром” – записанные тоже чуть позже.) 

Видео канала BigBeat67.

Наконец, в 78-ом свое веское слово сказал Константин Никольский, исполнявший и записавший с ВИА “Фестиваль” полноценную качественную “хардовую” программу (“Счастлив певец”, “Поиграй со мной гроза”). Это был настоящий хард-рок международного уровня. Не случайно вещи из этой программы часто включались в музыкальные программы Radio Moscow, нацеленного на зарубежную аудиторию.


К сожалению, ленинградскую и провинциальную (Прибалтика – не в счет) рок-сцену того времени (подчеркну – 70-х) в части “тяжеляка” я знаю не очень хорошо. Буду признателен, если в комментах будут “наводки” и напоминания.