Российский внедорожник «Сталкер» принято считать нереализованным проектом 2000-х годов. Появление модели в свежей базе Росстандарта стало для многих настоящей сенсацией.

Но обо всем по порядку.

«Сталкер» был разработан специалистами тольяттинской научно-производственной фирмы «Лада-Тул» на заре 2000-х. Уникальность внедорожника заключалась в его легкой, но при этом очень прочной конструкции, воплощенной в современном и ярком дизайне: на пространственном каркасе из тонкостенных труб крепились панели, изготовленные из ударопрочного пластика.

В первое время автомобили комплектовали агрегаторами от вазовской «классики». Затем от этой идеи отказались, осознав, что внедорожнику нужен полный привод. Так родились две разные версии авто: оранжевый «Сталкер» с дизельным двигателем ВАЗ-341 и задним приводом, и серебристый — с бензиновым мотором и полным приводом.
сталкер1
Впоследствии проект передали более успешной компании «автограда» — «Апал», чей коллектив сделал выбор в пользу двигателя, трансмиссии и ходовой от внедорожника Lada 4×4.

Конечный результат экспериментов оправдал все ожидания — лёгкие полноприводные «Сталкеры» превосходили исходную «Ниву» не только по динамике и проходимости, но и по устойчивости к коррозии и царапинам за счет применения пластика.

К слову, последнего удалось добиться благодаря богатому опыту «Апала» — по совместительству, крупнейшего производителя пластика в России. Тольяттинцы остановились на термопласте — инновационном материале, который сделал панели автомобиля ещё более прочными и устойчивыми перед русскими морозами. Бытует мнение, что «Сталкер» должен был стать эффектным экспонатом для демонстрации технологических возможностей компании.

Всё изменилось в 2003 году.

Обновленный внедорожник выкатили на Тольяттинском моторшоу. Затем отправили на автопробег по России. Итог — фирму буквально завалили письмами и звонками с просьбой воплотить «Сталкер» серийно. И тогда в «Апале» задумались. Начался поиск достойного бизнес-партнера, способного наладить сварку каркасов кузова и сборку автомобилей на своих мощностях.
салон
Таковых нашлось всего двое — ныне обанкротившаяся «Супер-Авто», а также… министерство промышленности Чечни. Последние были настроены довольно серьезно, автомобиль так и не встал на конвейер. «Сталкер» прошел все испытания, краш-тесты, документы, но дальше этого так и не пошло.

Зато были немецкие подражатели.

В 2009 году малоизвестная немецкая компания Travec Automotive GmbH решила начать выпуск некоего каркасно-панельного внедорожника. За заковыристым названием Tecdrah скрывался… преемник российского «Сталкера»! Правда, Tecdrah оснастили агрегатами от Dacia Duster, что превратило его в обычный кроссовер.
немец

Согласно одной из версий, именно это и поставило точку на немецкой машине — паркетник по цене «Дастера» никому не был нужен. По другим данным, глава немецкой фирмы Маркус Неске просто «кинул» тольяттинцев.

К тому времени казалось, что «Сталкер», как и его немецкий собрат, больше никогда не выйдет в свет. Всё изменилось в 2016 году, когда появилась информация, что «Апал» всё же настроен начать мелкосерийное производство российского «проходимца». Сообщалось, что сборкой может заняться «ВИС-Авто» — ещё одна вазовская «дочка», выпускающая сегодня фургоны на базе LADA.

Cлухи подтвердились. Неожиданно для всех, в базе данных появилось одобрение на выпуск партии из 150 «Сталкеров». Судя по документации, агрегаты для новых машин взяли от обновленной недавно версии Lada 4×4. Там же заявлен официальный производитель — им действительно оказался «ВИС-Авто».

Более подробных данных о «Сталкере» сегодня нет, но сам факт возрождения проекта всиляет надежду на лучшее.

Ведь, как гласит народная мудрость, что русскому хорошо, то немцу — смерть.

На основе материала «Авто Mail.Ru».