История этого уникального отечественного электромобиля началась в далеком 1994 году, когда вернувшийся со стажировки начальник управления дизайна ВАЗ Марк Демидовцев попросил перспективного инженера-конструктора Михаила Маркиева «сотворить что-нибудь эдакое», чтобы напомнить европейцам о существовании торговой марки Лада.

Первым делом Маркиев решил разработать универсальную электрическую платформу будущего электрокара, ведь тогда еще не было концепции полноценной водородно-электрической «тележки», на которую можно поставить любой кузов. Так родилась активная платформа, которую по сей день пользуются ведущие производители электрокаров, включая Tesla.
рапан тележка
Тяговая батарея, разделенная на три блока, расположена внутри рамы, в базе. Ввиду ее большой массы центр тяжести смещается максимально вниз. Мотор расположен поперечно, перед передней осью, а рулевая рейка, напротив, смещена в базу. Таким образом догружаются ведущие колеса и появляется свобода компоновки системы охлаждения двигателя.

Когда платформа была готова, за дело взялись дизайнеры. Облик Рапана творили двое специалистов — Владимир Плешанов и Валентина Новикова, отвечавшая за интерьер автомобиля.
рапан дизайнеры
Молодой автохудожник Плешанов увлекался модным в то время стилем «био» (бионика), однако четкого представления, как именно должна выглядеть машина, у него не было. По его словам, конечный образ концепта пришел ему во сне.

«Мне сон приснился: Нью-Йорк, небоскребы, строгие прямые улицы… Все такое высокое и прямоугольное. И вдруг над этой геометрической безжизненностью появляется нечто живое! Сначала несколько линий, позже они слагаются в законченный образ. Существо повисает над небоскребами, потом начинает среди них как бы протискиваться… Вижу только переднюю часть, остальное уже домысливаю. Просыпаюсь и понимаю: нашел», — рассказал журналистам Плешанов.

Утром Владимир набросал эскиз, который Новикова сравнила с ракушками. У брюхоногих моллюсков Рапана удивительно красивые «домики», и новая машина тоже казалась маленьким уютным домиком.
рапан молюск 1
Это она на картинках выглядит внушительно, а так-то Рапан размером недалеко ушел от «Оки».
рапан молюск 2
Ходовой макет в итоге выкрасили в перламутр — так он смотрелся вполне удачно, хоть и не по-ракушечьи.
рапан перламутр

Шасси для машины взяли у «Оки», а у «Оки»-электро позаимствовали системы электропривода — мотор ПТ-125, никель-кадмиевые аккумуляторы и пр. По словам инженера Андрея Гайдука, дольше всего намучились с преобразователем на тиристорах, который впоследствии и вовсе переделали в транзисторный.

Затем взялись за оформление интерьера.

Огромные двери зафиксировали монопетлями, обдув лобового стекла решили через множество смешных мультяшных дефлекторов.
интерьер1
Салон же получился игрушечным, как в имиджевом, так и в функциональном смыслах. Даже по меркам концепт-кара качество изготовления и проработки отдельных деталей было ниже среднего.
интерьер 2
В Рапане вместо подразумевающихся кнопок и ящичков на центральной консоли присутствуют только намеки на них. Магнитолу и вовсе закрыли неснимающимся полупрозрачным колпаком, практическое применение которого не известно по сей день.
рапан интерьер 3
После того, как всё было готово, машину отправили на автосалон в Париж. Там российский Рапан встретили восторженно, однако на европейских продажах «АвтоВАЗа» этот никак не сказалось. Бренд Lada, несомненно, напомнил о себе, но ничего более.
париж
Потом было еще несколько выставок, после которых машину сперва перевезли в дизайн-центр, а затем оставили на постоянную стоянку в техническом музее, где Рапан пребывает и по сию пору.