The Blogger

Советский грузовик ЯГ-12: первый автомобиль с колёсной формулой 8х8

The Blogger 06/23/2018 Армия и техника, Новости 1 630
Советский грузовик ЯГ-12: первый автомобиль с колёсной формулой 8х8

Первый автомобиль с колёсной формулой 8х8 появился благодаря советским конструкторам из Ярославля в далёком 1932 году: уникальная для того времени грузовая машина ЯГ‑12 не имела аналогов в мире и отличалась простотой конструкции и повышенными свойствами проходимости.

Автомобиль создавался силами лучших инженеров-конструкторов Ярославского автомобильного завода (ныне – Ярославский моторный завод, ПАО «Автодизель»), который в наши дни занимается производством дизельных силовых агрегатов для целой линейки грузовых машин передовых предприятий Российской Федерации – ООО «Урал», ООО «МАЗ», ООО «ЛиАЗ», а также для белорусского РУПП «БелАЗ».

Основой для создания четырехосного автомобиля повышенной проходимости послужил ЯГ-10 – классический шестиколёсный грузовик с повышенным тоннажем в 8 тонн с усиленным кузовом, высоким клиренсом, рессорной подвеской и максимальной скоростью в 42 километра в час. Его значительно модифицировали: вместо передней оси была установлена подвижная двухосная тележка, которая позволяла осуществлять управление сразу четырьмя ведущими колёсами.

Так как в 1932 году Ярославский автомобильный завод не имел собственного производства силовых агрегатов, на ЯГ-12 устанавливался карбюраторный мотор «Континенталь-22R» американского производства. Сухое многодисковое сцепление, коробка переключения передач с четырьмя ступенями, поперечные карданные валы и прочая «оснастка» была разработана и выпускалась отечественными предприятиями.

Впервые широкая публика смогла оценить ЯГ-12 на Красной площади в Москве 7 ноября 2932 года: он был специально транспортирован в столицу для демонстрации своих качеств повышенной проходимости. Конструкторов всего Советского союза охватила гордость за разработку коллег из Ярославского автомобильного завода: к машине проявляли интерес нарком обороны Климент Ворошилов и начальник моторизации РККА Иннокентий Халепский.

После серии успешных испытаний ЯГ-12 был направлен в одну из многочисленных воинских частей Саратовской области, где он стал использоваться по назначению. Военное ведомство оценило перспективы автомобиля с колёсной базой 8х8, однако дальнейшие работы по данному экземпляру прекратились. Единственный выпущенный ЯГ-12 потерялся на просторах Российской Федерации: в данный момент местонахождение этого редчайшего экземпляра научно-технической мысли советских конструкторов неизвестно.

[SvenSoftSocialShareButtons]